Форум

Колтун как эндемическое заболевание

Sid Vicious: далее взято из сообщения Максима Є.на форуме istorija.net http://www.istorija.net/f...tid=1257&mid=13867#M13867 В недавно изданных альбомах Де Ля Флиза (Де Ля Флиз. Альбомы. К., 1996, Т.1.) в этнографическом описании крестьян Киевской губернии (середина XIX в.) встретил следующее (с.26): Но крестьяне обитающіе на сЂверъ отъ Кіева и въ Радомысльскомъ уЂздЂ, вообще суть меньшаго роста, нЂ такъ крЂпки, между ними есть более русыхъ, господствующій цвЂтъ глазъ у нихъ голубой. Они склонны къ колтуну болЂзни волосъ которая повреждаетъ ихъ здоровье и дЂлаетъ ихъ неспособными къ военной службЂ. Эта болЂзнь не встрЂчается въ части южной Кіевской губерніи, видно что она эндемическая только въ Лит†и окрестностяхъ ея, ибо въ другихъ частяхъ Европы не известна. Эта фраза идёт после антропологического описания и оценок военных качеств жителей Киевской губернии. Во французской колонке: «Ils sont sujets ch224; la plique’qui altch232;re leur santch233; et les rend quelquefois inaptes au service militaire... Il paroit quch233;lle est endch233;mique seulement dans la Lithuanie et les contrch233;es qui en sont voisines» Под Литвой здесь понимается, видимо, беларуская территория. Но что за колтун как эндемическое заболевание? Чтобы подкрепить текст приведу авторский рисунок колтуна у крестьян Тепелицкого и Максимовицкого товариществ Сквирского округа (с.241). Выглядит внушительно. P.S. Даль: «КОЛТУН, КОВТУН м. болезнь волос, которые сваливаются в неразделимые космы, войлок; колтун бывает в у лошадей, в гриве, и кучера приписывают его прическе домового. Литовский колтун. бранное литвин.» Брокгауз, Ефрон: «Колтун (Plica polonica) - в прежнее время считался особой болезнью, присущей известным местностям (напр., берегам Вислы, Познани) и народностям.» Edited by Максим Є. 2004-07-13 9:34 AM

Ответов - 10

Sid Vicious: http://www.rusfam.ru/?part=show&descid=00000273 «Колтун - болезнь волос на голове, бывшая весьма распространенной в условиях крайней бедности и антисанитарии. Об одном из тысяч крестьян, согнанных на строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, ’высокорослом, больном белорусе’, в знаменитом стихотворении Некрасова говорится: Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли; колтун в волосах. Колтун - либо прозвище больного колтуном, либо ’профилактическое’ имя ребенка, даваемое ему для того, чтобы он этой болезнью не заболел.(Ф) Ковтун, Ковтунов -скорее всего в этом же ряду. Ковтуны в чибири это еще и пельмени. » в литовском языке пельмени нзываются «колдунай»

vraatyah: Любопытно..

Sid Vicious: http://www.bestof.ru/showpage.php?s=&pageid=3008 «Колтун (Plica polonica) - в прежнее время считался особой болезнью, присущей известным местностям (напр., берегам Вислы, Познани) и народностям. В настоящее время выяснено, что К. есть следствие экземы на голове у людей нечистоплотных, относящихся небрежно к уходу за своими волосами, вовсе их не расчесывающих. К. очень часто развивается на почве не распознанной вшивости и излечивается с устранением последней. Вследствие обильного отделения (экскреции) сальных желез на голове, волосы слипаются в клубки, косички, в которых содержатся грязь, пыль и множество насекомых, находящих здесь для себя богатую пищу. К. устраняют стрижкой волос и последовательным лечением воспалительного состояния сальных желез на голове. Если желательно, напр. у женщин, сохранить волосы, то их, при наличности вшей, смачивают керосином или сулемовым уксусом (1 на 300), расчесывают гребнем и постепенно распутывают. Народ и поныне считает К. или ковтун особой болезнью, давая ему название гостец (в некоторых местностях под гостецем разумеют хронический ревматизм суставов). Гостец - это злой дух, поселившийся в человеке. Если кто-нибудь оскорбляет его неумелым лечением, то гостец обращается в опасную и трудноизлечимую болезнь. Народ поныне убежден, что отрезывание К. может весьма вредно отозваться на здоровье человека. Сверхъестественное значение, которое народом приписывается К., вероятно, и вызвало синодский указ 24 февр. 1722 г.: игуменам в монастырях затворников и ханжей и с колтунами никого не держать. Ср. Сумцов, «Культурные переживания» (Киев, 1890), где и литературные указания.»


vraatyah: Картинка просто прелесть.

Sid Vicious: «Колтун вообще может быть сопоставлен с жатвенной бородой («бородой Волосу») или же с колдовским заломом в хлебе и т. п.» www.cultinfo.ru/fulltext/...t/books/uspensky/ex17.htm(хотя эта ссылка у меня не открывается)

Sid Vicious: «Есть однако в долине Припяти привилегированная, так сказать, болезнь – это колтун. Колтуном собственно называют сбившиеся в одну большую кучу волосы на голове, спутавшиеся, склеившиеся и образующие иногда в целый аршин длины безобразную массу, спадающую на плечи и обтягиваемую холстом, а кто побогаче – клеенкой. Отчего зарождается этот колтун, есть ли это, в самом деле, как полагают, принадлежность этой низменной и болотистой местности, или же просто образуется вследствие неряшества, которым грешат полешуки – решить трудно. Многие ученые медики вовсе не признают колтун особой болезнью. Но страннее то, что, по понятиям местных жителей, колтун считается скорее спасительным лекарством, освобождающим от худосочия, ломоты в костях, колотья, головных болей, язв и других болезней. Когда колтун совьется, все эти болезни уступают. Человек совершенно здоров и только ропщет на тяжесть, которую поневоле должен двигать на голове и плечах. Так продолжается иногда десятки лет, а потом колтун сам собой отделяется, под сгущенной, безобразной массой на голове вырастают волосы и тогда вполне созревший колтун отпадает. Иногда его отрезают, что не всегда безопасно. Преждевременная отрезка возвращает прежние болезни и в особенности проявляется язвами на ногах. Надобно еще заметить, что колтун вовсе не исключительная принадлежность Пинского полесья. С колтуном можно встретить людей из высшего круга как в Литве, так и Белоруссии, а также в Польше и в Венгрии.» http://belsurname.by.ru/belarus/kirkor.htm

Sid Vicious: «Велес (Волос) Имя этого бога встретилось нам в летописных рассказах о клятвах русских князей: Волос упоминается здесь вслед за Перуном. В языческих святилищах стояли его изваяния. Ключ к пониманию Волоса-Велеса надо искать в наименовании его богом скота, «скотьим богом», то есть покровителем домашних животных. Именно к нему следовало обращаться с просьбами о благополучии скотины, об избавлении ее от болезней. Ему приносили в жертву коней, быков, овец. Он играл какую-то роль в обряде сжигания «коровьей смерти», совершавшемся для прекращения падежа скота (об этом обряде лучше будет подробно рассказать в связи с культом святого Власия). Однако слова «скот», «скотий» имели в древнем русском языке и другое значение: чем больше у хозяина скота, тем больше достатка, богатства. Волос-Велес был, значит, богом богатства, материального благополучия. Похоже, в княжеских клятвах он выступал именно в этой роли: если Перун воплощал мощь оружия, то Волос - силу золота. Отсюда понятен и смысл клятвы Святослава: если они предадут Перуна - пусть их посечет их же оружие, если предадут Волоса - пусть пожелтеют как золото.» http://bogigeroi.narod.ru/jazich/veles.html «Колтун (болезнь волос): Видеть - богатство» http://www.orakul.net/k/88.html

vraatyah: ›С колтуном можно встретить людей из высшего круга как в Литве, так и Белоруссии, а также в Польше и в Венгрии Антисанитария в высшем кругу? А я думал короли только во Франции не мылись:))

Sid Vicious: »›С колтуном можно встретить людей из высшего круга как в Литве, так и Белоруссии, а также в Польше и в Венгрии Антисанитария в высшем кругу? А я думал короли только во Франции не мылись:)) взято из:ОЧЕРК А.К. КИРКОРА «ДОЛИНА ПРИПЯТИ» ИЗ КНИГИ «ЖИВОПИСНАЯ РОССИЯ»издание 1882 года

Sid Vicious: «Волос постепенно стал покровителем торговли. Ему также поклонялись как богу плодородия, а крестьянский серп идентифицировался с лунным. Это отражает дожившая до наших дней поговорка: «Месяц - новец в поле блестит, к ночи на небо слетел». На юге Руси долго существовал обычай завивать перед жатвой бороду Волосу: срезанные колосья собирались в пучок, перегибались и завязывались в узел в знак того, что их не касалась рука жнеца. Имел Волос отношение и к потустороннему миру, к подземному царству. Одним из праздников, связанных с лунно-солнечным культом, является Масленица, дата которой передвигается, следуя за фазами луны. Блины в форме лунного (солнечного) диска, вероятно, символизировали плодородие, хлеб. Их выпечка сопровождалась особым ритуалом: приготовление первой опары содержалось в тайне от домашних и посторонних. Опару готовили из снега на дворе, когда взойдет месяц. Здесь стряпухи причитали: «Месяц, ты месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару» http://ou.tsu.ru/school/natureslav/307.html



полная версия страницы