Форум

Все славяне готы?

Pomor: Интересный источник, по нему получается что русские (от венедов/вандалов) и славяне, все они родственные готам народы? Мавро Орбини "Il regno degli Slavi hoggi corrottamente detti Schiavoni" (изд. в Пезаро, 1601) Отрывок... Выйдя изначально из Скандинавии, их общей родины, все эти народы (кроме иллирийцев и фракийцев) назывались одним именем готы. Франческе Иренико говорит о том, что и анты (которые, как мы показали выше на основе свидетельства Прокопия, были настоящими славянами) были готами, привлекая свидетельства Иордана и Аблавия. В 42 главе I книги Франческе Иренико пишет, что от готов происходят славяне, анты, авары, скиры, аланы и другие народы. С этим утверждением согласуются также свидетельства Аблавия, Иордана Аланского и Павла Барнефрида. Прокопий (кн. I «Войны с вандалами») при описании деяний варваров (как он их называет), вторгшихся при Гонории в Римскую империю, говорит, что «в прежнее время готских племен было много, много их и теперь, но самыми большими и могущественными из них были готы, вандалы, визиготы, гепиды, прежде называвшиеся сарматами, и меланхлены. Некоторые авторы называли их гетами. Все они различались по названию, но сходились во всем остальном. Все они имели светлую кожу, доходящие до плеч длинные русые волосы, крупное телосложение и приятную внешность. У них были одни законы, все они исповедовали арианство, имели один язык, называемый готским, и, как мне кажется, вышли они из одного племени, приняв впоследствии различные названия по имени своих полководцев». Никифор Каллист, Ф. Мартин в своем <Сокращении римской истории> и Луций Фавн разделяют мнение Прокопия. И коль скоро вандалы настоящие готы, нельзя отрицать и того, что славяне также являются готами. Многие известные писатели подтверждают, что вандалы и славяне были одним народом. Так, к примеру, Блонд говорит, что вандалы, названные так по имени реки Вандал, впоследствии стали называться славянами. Иоанн Великий Готский пишет, что вандалы и славяне одной нации и отличаются только по названию. М. Адам во II кн. <Истории церкви> говорит, что славяне - это те, кто прежде назывались вандалы. Пьерфранческо Джамбулари пишет, что по многочисленным свидетельствам Барнефрида, Иордана, Мефодия и Иренико в своем древнейшем корне вандалы были готами, даже если впоследствии и стали крайне им враждебны. Подобных примеров история знает немало. Они проживали в той части Германии, где сейчас находятся Моравия, Силезия, Богемия, Польша и Руссия, от Германского океана на севере до Истрии и Славонии на юге. В подтверждение этого Джамбулари приводит то красноречивое обстоятельство, что во всех этих провинциях говорят на одном языке. Это же утверждают Альберт Кранций в предисловии к <Саксонии> и Петр Суфрид, причем последний пишет, что древние бойи были изгнаны маркоманами, т. е. вандалами, которые до настоящего времени удерживают Богемию. Таким образом, богемцы - это вандалы, получившие свое имя от древнего названия провинции. Ранее они были маркоманами или. говоря более широко, вандалами. Кроме этого, единство их происхождения подтверждается и единством языка. Далее в той же книге он говорит, что <вестфалы и остфалы были вандалами и назывались валами, поскольку вандалы имели не одно, а несколько различных названий, а именно: вандалы, венеды, венды, генеты, венеты, виниты, славяне и, наконец, валы (согласно Саксону Грамматику, Гельмольду, Сильвию, Кранцию, Иренико, Рейненцию, Лацию и многим другим). Все многочисленные и разнообразные их названия, о которых нет нужды упоминать здесь, можно найти у перечисленных авторов. Из сказанного явствует, что ни один из народов Германии не был так велик, как вандалы, которые выводили свои колонии в Азию, Африку и Европу. В Европе они обосновались на всем протяжении от севера до юга, от Германского моря до Средиземного. Поэтому московиты, руссы, поляки, богемцы, черкасы, далматинцы, истрийцы, боснийские хорваты, болгары, рассияне и многие другие народы, хотя и различаются по названию, тем не менее все одной вандальской нации. Это доказывает также их общий язык и наречие. Так пишет Суфрид. Альберт Кранций, желая показать единство славян с вандалами, называет славян не иначе как вандалы, как видно из его книг <Вавдалия> и <Сак-сония>. Яркое подтверждение этому дает также Сигизмунд Герберштейн в своей <Московии>. Он сообщает, ссылаясь на русские летописи, что, не сумев достигнуть между собой согласия, русские для выбора нового князя призвали правителей из Вагрии, знаменитой в прошлом вандальской провинции, расположенной рядом с Любеком и Голштинским герцогством. Вандалы, которые в то время были очень могущественны и имели то же наречие, обычаи и веру, что и русские, послали к ним трех братьев из числа самых именитых и влиятельных среди них. Ими были Рюрик, Синав и Трувор. Рюрик получил Новгородское княжество, Синав сел на Белом озере, а Трувор получил княжество Псковское и имел престол в городе Изборске. Петр Атропий Померанский также не разделяет вандалов и русских. В <Мюнстере> он пишет, что в области Многоградие, на всем протяжении морского пути от Голштинии до Ливонии жили только вандалы, или славяне. Таким образом, на основе столь авторитетных свидетельств таких серьезных и знаменитых писателей можно уверенно утверждать, что готы, визиготы, вандалы и геты были одной и той же славянской нации. Для большей убедительности я привел здесь некоторые слова из II книги Карла Вагрийского и XI книги Лация, которые, по свидетельству указанных писателей, были в употреблении у древних вандалов: Вандальско-славянско-русский словарь по Мавро Орбини Вандальские Славянские Русские Baba baba бабка Bieda bieda беда Boditi bosti совать boty biecve чулки boy boy бой brat brat брат brod brod лодка buchvuize buchviza книга cachel cotol котел chizipati chihati чихать chtiti htiti хотеть chvaly huala хвала culich kulich потир czerzi cetiri четыре czetron cetrun цитрон czysti cisti чистый dar dar дар desna desna правая dol dol долина dropati darpati брить dum dom дом dvuaziuo duoiestuo двое dyeliti dieliti делить dyl dil доля dynia digna арбуз gladkhi gladki гладкий gnysti gnyesdo гнездо golubo golub голубь grob grob могила grom grom гром hora gora гора hruscha kruscha груша kada kuda хвост kaftan coftagn кафтан kamora camara комната, каморка kila kila грыжа klach klak известь klap hlap холоп klatiti klatiti колотить klich kgliuc ключ klynoti klonuti клонить koblach klobuch шапка kobyla kobyla кобыла koczka macka кошка kolo kolo колесо korzen korien корень kost kost кость kriti kriti укрывать krug krug круг kuchas kuhac повар kuchinie kuhnia кухня kurvua kurva проститутка lagithi laiati лаять lechchy lachscij легкий lepsi liepsci более красивый levu lav лев libo gliubau любовь lisy plisy лысый lopata lopata лопата lost suietlost свет loter lotar трус lug lug луг lyd gliudi люди maluasy maluasia мальвазия masdra mesgra кишки matiti mlatiti молотить mayti myti мыть med med мед mez mac меч milikuo mlieko молоко mincze minza монета mistr mestar мастер miziati misciati мочиться mlady mlad молодой mogu mogu могу mucha muha муха mule mlin мельница mus musc муж muy moi мой myss mysc мышь nagy nago нагой nass nasc наш navavu navo наем navuchyer nauchyer кормчий nevuiesta neviesta невеста novuy nouy новый okruzij kruzy окруженный olobo olouo свинец opuchh poach косой pakole pachole мальчик pasti pasti пасти pavu paun павлин pechar pehar стакан perla perla жемчуг pero pero перо pflaster implastar припарка piet pet пять pisati pisati писать pitati pitati спрашивать pithi piti пить plachta plato плат placz plaza площадь plamen plamen пламя plavuiti plauiti плавать plesati plesati плясать plin pun полный plyge pluchia легкие pochoy pochoy покой poczvuati pociuati медлить pogiti poyti поить postdye poslye после potokh potok поток praczovuati prazouati ожидать потомства prosach prosiak попрошайка prositi prositi просить prut prut прут ptach pitch птица pust pusto пустынь rabota rabota работа razlog raslog разум razum razum разум ruzie ruse розы safran ciafran шафран saumar kramar погонщик scarlet scarlet алый schergiti siati сеять schorina scorgne сапоги scoda scoda урон, шкода sechyra sechyra секира sediate sedieti сидеть sedil sedlo сиденье sestra sestra сестра siti siati сеять sledovuaty sliedouati следовать smitti smiati смеяться snych snig снег Sobota subota суббота Ssilhan lihan косоглазый Stal stol престол Stati stati стоять Starch strah страх Strossati strossati обтачивать Stuol stuol стол Suuynie suigna свинья Svuager suak свояк Svuanti sveti святой Tanecz tanaz танец Tele tele теленок Tenchhy tanchy тонкий Teneta tonoti ловушка Tepli toplo теплый Teta teta тетя Tisytz tissuchia тысяча Tlaisiti tlaciti заключать Tma tma тьма Tobole tobolaz мешок Tribuch tarbuh живот Truba trubgua труба Truhy truhauo печальный Tuti tucchi толочь Teczouati taczouati танцевать Uncza uncia унция Volk vuk волк Vualiti vuagliati валять Vuasate vesati вязать Vudovuecz vdovaz вдовец Vuich vik вечный vuidieti vidieti видеть vuiter vietar ветер vule voglia воля vunach vnuch внук vuoda voda вода vuoliti volieti выбирать vuyno vyno вино vedro vedro ясно zalogi zaloghi козни zhuchar zuchar сахар ziena zena жена zima zima холод ztrevuic zrevic туфли zuby zuby зубы zvuati zvati звать

Ответов - 51, стр: 1 2 All

AlexM: Сейчас можно приписывать кому угодно что угодно. Как скандинавские названия могли войти в широкий обиход полян-россов если они скифы?

Ярослав: AlexM пишет: Как скандинавские названия могли войти в широкий обиход полян-россов если они скифы? Так по мнению норманистов, это русы-скандинавы называли пороги по-своему.

Pomor: Ярослав пишет: Так по мнению норманистов, это русы-скандинавы называли пороги по-своему. С учетом что русы с большой долей вероятности (с моей точки зрения, с гораздо большей) не скандинавы а славяне с Южной Балтики, т.е. венеды (вандалы, которых считают родственными готам), этот спор начинается по кругу...


Войдат: AlexM пишет:Как скандинавские названия могли войти в широкий обиход полян-россов если они скифы?Эти названия объясняют не только с германских, но и с иранских языков. А потом есть ведь ещё и славянские названия порогов - откуда они у полян, ежели они - готы-германцы?

AlexM: Славянские названия от подчиненых племен, там же написано "по-росски" и "по-славянски". Еще забыл сказать что прическа которой так гордятся украинцы - выбритая голова и чуб - это прическа готской аристократии. А длинноволосыми там тока рабы ходили. Видимо росы ее по модным журналам усвоили. Просто пора признать что украинцам и сочуствующим чисто с политической точки зрения неприятно вести родословную от готского племени,:))) получается, что у более нордичных русских как-то прав на преемственность больше.

Войдат: AlexM пишет:Славянские названия от подчиненых племен, там же написано "по-росски" и "по-славянски".От каких подчинённых славянских племён, если вся зона порогов находилась на территории полян (германцев по вашему)? AlexM пишет:прическа которой так гордятся украинцы - выбритая голова и чуб - это прическа готской аристократии. А длинноволосыми там тока рабы ходилиПосмотрите по форуму, скорее всего в архиве здесь есть тема по причёскам - знаменитый украинский «осэлэдэць» заимствован у тюрок. У германцев длинные волосы - признак королевских родов, а не рабов. AlexM пишет:Просто пора признать что украинцам и сочуствующим чисто с политической точки зрения неприятно вести родословную от готского племени,:))) получается, что у более нордичных русских как-то прав на преемственность большеЭто я так понимаю - в мой огород камешек Ну да, я к украинцам отношусь с некоторой симпатией, тем не менее признаю большую нордичность русских по сравнению с ними. Ещё, если полазить по форуму, то можно найти материалы, показывающие, что германский элемент в древнерусском Киеве и вообще в полянских землях был гораздо менее значительным по сравнению с Новгородом, Смоленском, Полоцком.

Сокол: AlexM пишет: Просто пора признать что украинцам и сочуствующим чисто с политической точки зрения неприятно вести родословную от готского племени,:))) получается, что у более нордичных русских как-то прав на преемственность больше. На бис:))))

AlexM: По прическам - описание Святослава и его дружины вспомните. ИТАК черта = автохтонное, Черняховской готской культуры, с готскими прическами, с готским комплексом вооружения, со своей росско-скандинавской топонимикой, длинноголовое племя это... конечно же Иранцы-Скифы... И авторитет академика Рыбакова - полная ерунда... Вообщем дальше спор безмысленен.

Pomor: Тема тем не менее интересная, может ее закрепить (для CordedWare)? Во всяком случая я ее считаю не менее важной чем вопрос о происхождении варягов от словян или норманнов, а в чем-то даже ее включающей в себя...

Ярослав: AlexM пишет: ИТАК черта = автохтонное, Черняховской готской культуры, с готскими прическами, с готским комплексом вооружения, со своей росско-скандинавской топонимикой, длинноголовое племя 1. Автохтонность полян под вопросом. 2. Готский комплекс вооружения? вроде ж франкский у вашего друга был... 3. Топонимика порогов не обязательно скандинавская, и уж не готская. 4. А остальные славяне короткоголовые все, да? 5.Рыбаков много что писал, что сейчас может и пересматриваться. К тому же он не утверждал, что поляне - это готы. 6. Антропологических подтверждений, как я уже говорил, - нет. Подводя итоги: готство полян - не более чем шаткая гипотеза на данный момент.

AlexM: Пока кроме слов от вас никакого материала - представьте ваши доказательства со сылками на источники плиз. То что вы написали это простите вода. Описание Святослава прошло мимо - где его коментарий?

Ярослав: AlexM пишет: Пока кроме слов от вас никакого материала - представьте ваши доказательства со сылками на источники плиз. То что вы написали это простите вода. От вас тоже мало что было, кроме слов друга. Ну да ладно, поехали. 1. По автохтонности славян и черняховской культуры почитайте, например, Седова - "Древнерусская народность" или что-нибудь другое, он много по теме писал, например, вот: http://www.slavya.ru/trad/history/genezis/sed.htm Также Щукина рекомендую: http://stratum.ant.md/stratum%20plus/articles/schukin/Sciukin.htm http://www.krotov.info/history/09/schukin.html. Вот еще статья по черняховцам с выводом: "в ходе миграций гуннского периода германское и скифо-сарматское население покидает черняховский ареал" - http://stratum.ant.md/4_00/articles/magomed/magomed01.htm. 2. Про вооружение от вас ничего не было, кроме слов друга. Не говоря уже о том, что само по себе франкское вооружение полянской знати не доказывает её готское происхождение. 3. Про топонимику порогов и название Русь - извините, то, что версий происхождения много, это common knowledge, общеизвестно. Что вам здесь конкретно привести? все версии перечислить? 4. О прическе Святослава как о славянской: http://www.kurgan.kiev.ua/ozar2.htm 4. Про антропологию славян: "Славяне, балты и германцы имеют вполне определённые ареалы изменчивости краниологических комплексов. /.../ В целом германские группы из различных регионов их расселения характеризуются определнным комплеком антропологических особенностей, отличным от такового у славян и балтов. " С.Г. Ефимова. Население средневековой Европы: соотношение антропологических и этнокультурных общностей. // На путях биологической истории человечества. Т. 1. М., 2002. Если бы поляне были бы по преимуществу готами, они бы отличались от других славянских племен и занимали бы положение, сходное с германцами. Но такого никто еще не обнаружил - ни Ефимова, ни Алексеева, и никто другой. Если же готская прослойка среди полян была так мала, что не обнаруживается антропологически - тогда гипотеза еще более шаткая. Все факты, говорящие в её пользу, могут быть проинтерпретированы в другом ключе: и прическа Святослава как славянская, и топонимика как скандинавская или иранская (пороги), или просто оставшаяся от черняховцев (что-то еще, если есть такое), а франкское вооружение само по себе ничего не доказывает. Да и с какой стати после гуннского погрома и последовавшего за ним заселения области славянами готы сохранили своё аристократическое положение?

Pomor: Ярослав пишет: 4. О прическе Святослава как о славянской: http://www.kurgan.kiev.ua/ozar2.htm Забавно здесь Вы ссылаетесь на человека, который является ярым антинорманнистом и по версии которого русы пришли как раз с Южной Балтики. Святослава он (Прозоров) конечно причисляет к русам как насчедника Рюрика-руса, а не к полянам или древлянам там. Т.е. опять возвращаемся к кругу русы - это венеды (которых причисляют к славянам), венеды - это вандалы или родственны вандалам, а вандалы родственны готам...

Ярослав: Ну так и славяне родственны германцам, если что :-) Готы и вандалы - германцы, вен(е)ды - славяне. Вроде так.

Pomor: Ярослав пишет: Ну так и славяне родственны германцам, если что :-) Готы и вандалы - германцы, вен(е)ды - славяне. Вроде так. Дык я так тему и назвал... :) Хотя по прочтении различного материала на эту тему (Меркулова например и некоторых других), у меня сложилось впечатление что венеды с Юж. Балтики хоть и родственны славянам но все же отличаются от остальных славян, они более "готы" что-ли чем остальные славяне. Интересный вопрос. Это пока все до чего я докопался изучая свои корни начав с отца-помора, через его (со слов прадеда) предков новгородцев.

Pomor: Древняя Славия Павел Тулаев Вандалы - венеды - славяне Большим событием для отечественного славяноведения стал выход в свет книги известного философа, публициста и историка Павла Тулаева "Венеты - предки славян". Оно представляет собой и самостоятельное историческое исследование, и солиднейший историографический очерк, и своеобразную энциклопедию по истории древнейших славян. П. Тулаев стоит на той точке зрения, что древнейший этнос, от которого произошли восточные, западные и южные славяне, именовался венетами и под таким именем был хорошо известен античным авторам. Он считает возможным говорить о глубокой древности народа венетов, о его расселении по огромным пространствам Северной и Центральной Европы - там, где историки обычно не находят места нашим предкам. Тулаев обращает внимание на новейшие наработки словенских ученых (М. Бора и др.), приводящих множество данных в пользу того, что славяне являются автохтонами Центральной Европы. Венеты, по их мнению, еще до создания Рима создали сильное государство в район будущей римской провинции Норик - на землях к северо-востоку от Апеннинского полуострова, рядом с Дунаем. Их центр находился в приальпийской области. У венетов существовало развитое плужное земледелие, они практиковали обработку железа на самом высоком уровне. Наблюдается наличие у альпийских венетов мощной армии и влиятельной знати. Даже будучи завоеван римлянами Норик играл огромную роль в истории античности - именно оттуда начал свое наступление на Рим знаменитый "варварский" полководец Одоакр, занявший римский престол. Норик стал основой одного из мощнейших славянских государственных образований - "державы Само". Книга Тулаева содержит множество интереснейших наблюдений и гипотез. Крайне интересны его мысли по поводу легендарного народа ванов, описанного в эддической традиции. Весьма плодотворным является рассмотрения славяно-венедской традиции на фоне традиций фракийской, хеттской, урартской, вандальской и т. д. Многое проясняет исследование этноса прабалтов с точки зрения его двусоставности. Тулаев отмечает наличие в нем мощнейшего славянского элемента. Мы публикуем отрывок из книги Тулаева. В эпоху заката римской империи всемирную известность получило племя (или племенной союз) вандалов. Они прошли с завоевательными походами через всю Европу и создали в Северной Африке знаменитое Вандальское государство. В современной историографии прочно утвердилось мнение о германском происхождении вандалов, хотя это отнюдь не бесспорный факт. Мавро Орбини, например, автор упоминавшегося нами сочинения о происхождении славян (17 в.), сам хорват из Далмации, считал, что вандалы не были германцами. Опираясь на более древние источники, в частности, не дошедшую до нас "Историю вандалов" Альберта Кранция, он пишет, что "вандалы и славяне были одним народом". Названные так по имени реки, где они проживали, предки славян расселились по всей Европе. Вандалы имели не одно, а несколько различных названий, а именно: вандалы, венеды, венды, генеты, венеты, виниты, славяне, и, наконец, валы. Среди славянских вождей он называет Радигаста, Раймира, Санко, Одоакра и других, чьи деяния описаны в различных источниках. В качестве наиболее убедительного аргумента Орбини приводит сравнительный словарь вандальских и славянских слов из книги Карла Вагрийского, который дает красноречивые лингвистические параллели. Всемирную известность вандалы впервые получили в начале 5 в., когда они в союзе со свевами и бургундами пошли войной на Рим. Вандальское войско возглавлял их вождь Радигаст (Радогайс). Его имя связывают с известным божеством ободритов (бодричей) Радогостом, чей идол находился в культовом храме Ретры, религиозного центра балтийских славян. Авангард Радигаста составлял 12 тыс. отборных воинов, а все силы Радигаста насчитывали от 200 тыс. до 400 тыс. человек вместе с женщинами и рабами, которые присоединились к его армии во время массового переселения с берегов Балтики и Дуная. В 406 г. варвары обрушились на Северную Италию, где ограбили и разрушили многие города. Радигаст, поклявшийся обратить Рим в груду камней и принести знатных римских сенаторов в жертву языческим богам, дошел почти до самых ворот Рима, где погиб, предоставив армии завершить военный поход. Дело Радигаста продолжили другие вожди вандалов: Гунтерих и Гейзерих. Их соплеменник Стилихон (365-408) был опекуном юного императора Гонория, служил сначала главнокомандующим римскими войсками, а в последние голы своей жизни возглавил правительство Западной Римской империи. Стилихон боролся с армией готов, способствовал нападению вандалов на Галлию, их руками разбил франков и направил варварские войска в пределы Пиренейского полуострова. Соединенные войска аланов, вандалов и свевов под предводительством короля Гунтериха, сына Годогизела, в 409 г. перешли через Пиренеи и заняли Испанию. Здесь они разгромили силы римлян и установили свою власть, поделив захваченную территорию. Вандалам досталась часть Галисии, которую они разделили со свевами, и Бетика (нынешняя Андалусия). Гунтрерих стал первым вандальским королем и правил в Галисии 18 лет. (В. Н. Татищев считает, что Гунтерих - это латинская транскрипция славянского имени Гонсорок, "гусенок", что требует проверки). Вандалы во главе с Гунтерихом под давлением соперников переместились в Бетику, откуда совершили вместе с союзными аланами военный поход в Северную Африку, переправив через Гибралтар (в 428 г.) 80 тыс. воинов. Существует предположение, что название южной испанской провинции Андалусия возникло в период похода вандалов и антов. Его высказывает Г. В. Вернадский в книге "Древняя Русь", впервые изданной в США на английском языке. Дополнительные свидетельством данной гипотезы служит существование на Пиренеях города Антия, упомянутого средневековым географом из Равенны. Вернадский считал победы вандалов и аланов над Западным Римом важнейшим событием древнерусской истории, поскольку "западная экспансия аланов была, в определенной мере, первым русским вторжением в Европу". В 447 г. королевство наследовал Гейзерих, брат Гунтериха. Разместившись сначала на северо-западном побережье африканского континента, вандалы затем неожиданно напали на Карфаген. Это был древний город, соперник Рима, с развитой цивилизацией и разветвленными торговыми связями. Аристократия Карфагена утопала в роскоши и излишествах. Разрушив "африканский Рим", варвары построили рядом новый город, где открыли церкви арианской веры, школы, гимназии, театры. Вандалы, оказывается, были весьма строгих нравов; огнем и мечом они насаждали Евангелие, трактуя его в свете доктрин Ария. Рядом с новой столицей вандалы построили порт и создали мощный флот. Освоив тактику морского боя, варвары совершили несколько победоносных рейдов Средиземноморье: завоевали Корсику, Сардинию и Сицилию. В 445 г. вандалы захватили Рим, который незадолго до этого, в 410 г. атаковали вестготы. Гейзерих (правил в 428-477) был одним из самых знаменитых варварских вождей и слава его имени гремела по всей империи. Государство вандалов в Северной Африке между тем клонилось к закату. Оно просуществовало до 6 в. , пока полностью не истощило силы в войнах и не было разгромлено императором Юстинианом с помощью византийского флота и европейских союзников. Юстиниан (483-565) был по происхождению также славянином и с гордостью называл себя "Антическим", хотя вел последовательно антиславянскую политику и, помимо прочего, прославился тем, что укрепил границу на Дунае, чтобы остановить продвижение славян в пределы Византийской империи. После разгрома вандальского государства варвары в Африке не исчезли, не растворились, а вошли в качестве воинской касты в систему местной знати. В научной литературе эти варвары, потомки вандалов и аланов, рожденные от смешанных браков с римлянами, известны как берберы (арабский вариант названия "варваров"). Антропологически они были ближе к европейцам, высокого роста, светловолосые и голубоглазые, а по религии - частично язычники, частично мусульмане. Губернатор Муса, задумавший в начале 8 в. поход в Испанию, смог набрать на службу от 12 до 30 тыс. молодых варваров (берберов). Эту миссию он выполнил при помощи арабского полководца Тарика, вместе с которым разбил готов и овладел крупнейшими городами Испании. То, что среди берберов было немало славян, подтверждает знаменитая "Песнь о Роланде", где описывается их битва с войсками франкского короля Карла Великого (742-814), союзника католического Рима, завоевавшего наряду с другими землями словенскую Карантанию в Восточных Альпах (788 г.). В 778 г. армия короля франков предприняла поход в Испанию, где столкнулась с сопротивлением басков. В "Песне о Роланде" есть сюжет о генеральном сражении христиан с "неверными" и язычниками. Во главе христиан сражается франкский маркграф Роланд, а войском варваров командуют "перс, король Торле, и Дапамор, князь лютичских земель". Лютичи - это ляхи, западные славяне, живший в Поморье (нынешней Померании), по берегам реки Лабы. Вероятно, именно они основали на берегу реки Сены город Лютецию, выросший со временем в Париж. Вот отрывок из этой сцены: Эмир спешит объехать конный строй, За ним наследник - ростом он высок. А перс Торле и лютич Дапамор Выводят рать из тридцати полков. Далее среди воинов третьего, четвертого и пятого полков перечисляются русы, боруссы, славяне, сорабы, сербы, а также словенцы, угличи, прусы и другие "африканцы". Литературоведы считают, что это художественная метафора. Мол, против христианского мира объединился весь некрещеный мир. Однако исторические данные показывают, что для данной гиперболы были вполне определенные основания. Арабские источники упоминают об особом классе "славян" (сакалиба), состоящих у мусульман на службе. "Из славян, - как пишет испанский историк Альтамира-и-Крева, - формировалась особая гвардия халифа. Люди эти были богаты, имели земли и слуг-рабов, которым они платили жалование. Это была своеобразная аристократия, неоднократно принимавшая активное участие в решении важных политических вопросов и которую называли иногда "белой партией". По сведениям арабских авторов в армии мавританского правителя Испании Абдаррахмана III насчитывалось 13750 славян. При Аль-Мансуре вожди "сакалаба" совершили военный переворот и власть перешла от арабов к славянам-берберам. Следы этой партии, которую Альтамира-и-Крева назвал "аристократией меча", мы находим позже в различных провинциях Пиренейского полуострова.

AlexM: Бербе́ры (самоназвание амазиг, амахаг - «человек») — общее название покоренных в VII веке арабами и обращенных в ислам коренных обитателей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного моря на севере. Численность 11,52 млн. человек (1992 год). Говорят на берберо-ливийских языках. По религии — в основном мусульмане-сунниты. Название берберы, данное европейцами, неизвестно большей части самих берберских народностей. Среди многочисленных берберских народов можно выделить четыре основных: Амацирги проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (так называемый Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла. Народ шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана. Кабилы — народ в Алжире и в Тунисе (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан). Берберы Сахары, населяющие оазисы пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб , или мозабиты, берберы населяющие Хадам, Сокну (на границе Феццана), Аудшилу, Сиву, народность имошегов, или туарегов. Спорным остаётся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей, частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов

AlexM: Римская военная экспедиция под предводительством Велисария, поддержанная местным населением, в течение шестимесячной кампании (533-534) уничтожила вандальское королевство. Захваченный Гелимер был проведен по улицам Константинополя как пленник; мужское вандальское население было либо перебито, либо продано в рабство.

Pomor: "Этноним Б., появившийся вскоре после арабского завоевания Северной Африки (7-8 вв.), вероятно, восходит к греческому bárbaros и первоначально употреблялся арабами в значении "не араб", "неверный"." --------------------------- Большая советская энциклопедия Женщина-берберка Берберы, группа народов, населяющих главным образом страны Северной Африки (Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, ОАР), а также Центрального и Западного Судана (Нигер, Мали, Верхняя Вольта и др.). Общая численность свыше 6 млн. чел. (1967, оценка). Говорят на диалектах берберского языка; большинство владеет и арабским языком. Основные группы племён Б.: тамазигт, рифы, шлёх, туареги, кабилы и др. Б. - древнейшее население Северной Африки. Предки их, жившие к З. от Египта, впервые упоминаются в египетских надписях конца 4-го тыс. до н. э. под названием техену. Позднее для обозначения этих племён у древних египтян существовали названия лебу или либу (откуда происходит название ливийцы). Этноним Б., появившийся вскоре после арабского завоевания Северной Африки (7-8 вв.), вероятно, восходит к греческому bárbaros и первоначально употреблялся арабами в значении "не араб", "неверный". После завоевания Магриба арабами начался процесс арабизации Б. и восприятия ими ислама, религии завоевателей, чему способствовала близость культуры и языков арабов и Б. Основные занятия современных Б. - земледелие, садоводство, полукочевое скотоводство. Часть Б., особенно в Марокко и Алжире, занята в промышленности. См. также статьи о соответствующих странах. Лит.: Народы Африки, М., 1954; Bousquet G. H., Les berbèeres (Histoire et institutions), P., 1957 (библ.). Г. А. Нерсесов. Материалы предоставлены проектом Рубрикон

Pomor: Pomor пишет: Этноним Б., появившийся вскоре после арабского завоевания Северной Африки (7-8 вв.), вероятно, восходит к греческому bárbaros и первоначально употреблялся арабами в значении "не араб", "неверный". Интересно, арабы называли берберов греческим словом? Или же к тому времени греческое обозначение берберов уже прижилось у самих берберов (чему противоречит вышеприведенная информация об их самоназвании), или же такое название прижилось у окружающих их народов.

Pomor: Павел Тулаев ДЛЯ КОГО РЕТРА БЫЛА СВЯТЫНЕЙ? ... Виндланд Теперь мы переходим к землям, что находились в непосредственной близости от священной Ретры, и составляли вместе с ней единую цивилизацию. Речь идет о южном побережье Балтики: от Вислы до Лабы, включая остров Рюген. Согласно данным некоторых современных авторов, славяне появились здесь примерно около VI века н.э. Оставив часть своих родственников в Центральной Европе, они поселились рядом с варинами и ругами, которые жили здесь до них. Со временем славяне могли ассимилировать местное население. Но кто были по происхождению сами варины и руги? Варии (вагры, варины) не были германского происхождения. По свидетельству датского миссионера XII века Гельмольда, автора "Славянской хроники", вагры были западными славянами. Они постоянно воевали с германцами на суше и на море. Их земли он называет "морской областью славян" и считает, что в судоходстве они были "впереди всех славянских народов". Эта оценка совпадает с характеристикой поморских венетов, данной Юлием Цезарем, хотя он причислял венетов к галлам. Руги не были ни германцами, ни кельтами. Иордан в "Гетике" пишет, что руги, арохи, рании, светиды и другие племена вышли из Скандии (Скандинавии), где над ними несколько лет властвовал король Родвульф. Иордан подчеркивает, что от всех остальных племен Скандии они отличались особой статью и исключительным ростом и заключает: "Все эти племена, превосходящие германцев как телом, так и духом, сражались всегда со звериной лютостью". Руги не были и готами, которые, по свидетельству готского историка, также вышли некогда с острова Скандзы, "как бы из мастерской, изготовляющей племена". Эти руги были варягами-викингами, которые промышляли торговлей и разбоем на Балтике, освоив морские пути "из варяг в греки". Когда Родвульф презрел власть, он нашел себе убежище у короля готов Теодориха Великого, основавшего независимое государство с центром в Равенне (северная Италия). Может быть, готы были германцами? Такое мнение распространено в немецкой историографии. Но тогда как понимать Прокопия Кесарийского, который в своей книге "Война с вандалами" утверждает: "В прежнее время готских племен было много, много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды. Раньше, правда, они назывались савроматами и меланхленами. Некоторые называли эти племена гетами". Далее Прокопий описывает их внешность и обычаи: "Все они были белы телом, имеют русые волосы, рослые и хороши на вид", "все они ариане и говорят на одном языке, называемом готским". По мнению византийского историка, готы с давних времен жили за Дунаем (Истром); "в древности они были одного племени, но впоследствии стали называться по-разному, по именам тех, кто были их вождями". В Померании, где ныне находится земля Мекленбург, до прихода саксов проживали ободриты (бодричи). По мнению русских учёных, именно отсюда вышли легендарные князья Рюрик, Трувор и Синеус. Они были сыновьями князя бодричей Годлайба (Годлава, Годослава), погибшего в 808 г. в войне с датчанами, и Умилы – дочери новгородского князя Гостомысла. После смерти Годлайба власть перешла к его братьям – Трасику и Славомиру – дядьям малолетних братьев, а затем к преемникам – Го домыслу и Табемыслу. После того, как датчане и шведы покорили столицу ободритов Рарог, возведя на её месте Мекленбург, Рюрик и его братья стали искать счастья за морем. В 862 году словене из Новгорода пригласили на княжеский стол по завещанию Гостомысла его внука Рюрика, ставшего родоночальником русской княжеской династии Рюриковичей.33 Между новгородской Русью и балтийскими славянами долгое время сохранялись тесные связи, о чем свидетельствует, в частности, "Сага об Олаве Трюггвасоне", первом короле Норвегии. В одном из походов Олав из-за сильного встречного ветра остановился в Виндланде – владениях балтийских вендов. Там он женился на дочери князя Гейре и служил князю Бориславу, участвуя в большом походе на Данию. После смерти Гейры Олав отправился на Русь, а затем попал в Грецию и Ирландию,34 Достаточно точное описание земель балтийских славян нам оставил Адам Бременский (XI век), хронист из северной Германии. Их имеет смысл здесь привести хотя бы во фрагментах и пересказе. "Славия, – пишет христианский летописец, – это очень обширная область Германии, неселенная винулами, которые некогда назывались вандалами. Славия в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славии ни своей внешностью, ни языком". "Славянских народов много. Наиболее западные – это вагры". "Их город, лежащий у моря, Старград. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, их город Велеград". Далее хронист рассказывает о трех островах, лежащих напротив славянской земли. Это Фембре, Руян и Земландия. Вторым островом "владеют руяне, очень храброе славянское племя, без решения которого, согласно обычаю, не предпринимаются никакие общественные постановления". Остальные славяне уважали руян потому, что "они находятся в тесных соотношениях с богами". "За землей лютичей, которые называются вильцами, находится Одра, самая многоводная река славянской земли. Там, где Одра впадает в Скифское море, лежит знаменитейший город Волынь, отличный порт, посещаемый греками и варварами, живущими вокруг". "Волынь – самый большой из всех городов Европы". "Все в этом городе преданы губительным языческим обрядам. Что же касается нравов и гостеприимства, то нельзя найти народа более честного и радушного". В этом городе, полном товарами всех народов, ничто не представляется роскошным и редким". "Пустившись на парусах из Волыни, на четырнадцатый день прибудешь в Новгород, который лежит в Руссии, где столица Киев, соперник Константинопольского скипетра, краса и слава Греции". Из красноречивого свидетельства Адама Бременского следует, что балтийские славяне, потомки вандалов и винулов, проживавшие от Лабы до Вислы, не представляли собой некое этническое меньшинство, подчиненное соседним народам. Его руяне – это не германцы, не датчане и не шведы. Они тоже славяне, причем особого рода, особой касты. Наследники венетской линии создали в районе Балтики (бывшего Венедского залива) целую систему городов и культовых центров, известных зарубежным авторам средневековья под различными названиями: Виндланд, Славия, Русь. В развитую систему городов-полисов, подобную адриатической Венеции и восточно-европейской Гардарике, входили: Старград (Ольденбург) в земле вагров; Любим (Любек), Ратибор (Ратцебург), Зверин (Шверин) и Родсток (Росток) в нынешнем Мекленбурге; Аркона, на острове Руян (Pro-ген); Ретра в Мекленбурге, Щещин (Штеттин), Демин и Волгаст в Померании; торговый центр Волин (Юлин, Винетта), расположенный в устье Одры и другие "грады и веси", менее отдаленные от моря.36 Свидетельства современников дают нам возможность получить весьма полное представление о Виндланде, как называлась страна вендов в географических сочинениях скандинавов средневековой эпохи, и сравнить имеющиеся в них сведения с сокровищами Ретры, описанными А. Г. Машем.



полная версия страницы