Форум » » Расовое смешение в Белоруссии » Ответить

Расовое смешение в Белоруссии

CordedWare: Я.Я. Гришин. Польско-литовские татары взгляд через века

Ответов - 95, стр: 1 2 3 4 All

Палешук: Лютобор пишет: В Беларуси значительный процент населения имеет подобный тип: Егор Филипенко вы уверены в его белорусскости? Имя, фаимилия, внешность, если и говорят о белорусских предках, то их явном меньшенстве.

ras: Кстати,у бело-поляка Шостаковича,которого я приводил выше,по воспоминаням современников, были бесцветные глаза почти одного цвета с глазным яблоком.Потомок "чуди белоглазой"?

Бранко: Определение границ этнической территории ногайцев, живших и кочевавших на огромных пространствах от реки Яика до реки Днестра, естественно, представляет значительные трудности. Задачей данной статьи является рассказ о потомках ногайцев — западных ногайцах, часто в литературе именуемых польскими или литовскими татарами. Потомки ногайцев в настоящее время проживают в Белоруссии, Литве, Польше. Первые упоминания о них в Литве относятся к 1397 году. Пришедшие вместе с князем Витовтом из-под Азова, ногайцы организовали колонии недалеко от Вильнюса, Тракай, Лиды, Ошмен. Известно также, что в 1398 году в Литву вместе с ханом Тохтамышем ушли 40 тысяч человек. Документы указывают на то, что в Грюнвальдской битве в 1410 году с литовской стороны участвовал отдельный отряд ногайских татар. В Ливонской войне 1558—1583 г.г. на стороне России принимали активное участие и ногайцы, происходили сражения с их участием под Милыптеном, Ругодивом, Первополем и в других местах. Говоря об этой войне. Никоновская летопись от 1563 г. упоминает: «в передовом же полку Ногайские мурзы — Тахтар-мурза, Темир-мурза, Булат-мурза, Бебезяк-мурза, Уразлыевы дети, и иные многие мурзы и казаки Ногайские и Крымские, которые государю служат». Оставшиеся в средневековой Литве ногайцы, поскольку это были военные, женились на местных женщинах, осели в крепостях и постепенно стали подвергаться ассимиляции. Кроме достижений в военном искусстве, ногайцы оставили немалый след в культуре соседствующих народов. Этот вопрос подлежит более подробному исследованию, которое невозможно осуществить в кратком сообщении. Известно, что в белорусской литературе существует уникальное явление — так называемые ки-табы — книга, написанные ногайцами на белорусском языке арабским шрифтом. Примерно в конце 16-17 в.в. местные ногайцы стали утрачивать родной язык. Тоща и стали тюрко-мусульманские имена приобретать польскую или белорусскую форму. Так объясняется происхождение некоторых фамилий: Кондратовичи — из рода Комрат, Барановичи — из рода Барын, Гембицкие — из племени Эмбойлук. В Гродненской области Белоруссии есть небольшой районный городок Ивье, названием напоминающий ногайское слово «уьй» (дом). Вполне возможно, что название происходит от ногайского «уьй» или смотрите крымско-ногайское «эв» (тоже означающее дом). Жители этого района сохранили некоторые антропологические черты своих предков. Бытовали среди жителей района предания о том, что они потомки осевших здесь в 14-15 в.в. ногайских татар, часть которых по собственному желанию перебрались в Литву. Об этом свидетельствуют старые документы (А. Мухлинский. «Создание дел о литовских татарах, «Пакет Виленский», 1858 г.), в одном из них читаем: «Государство в котором осели наши предки именуется в Исламском центре Лехистаном. Местные зовут его Поления, Польска, и занимает огромное пространство. Большинство фамилий нашего рода осели здесь со времен эмира Тимура. Король Ляхский просил у него подмоги против своих врагов, и эмир прислал несколько тысяч своего геройского войска. А когда одержали победу, по просьбе короля остались они в его владениях, осыпанные всякими знаками внимания монарха, как наделами земли, великолепными кафтанами и богатством. Имя же этого короля, который был как будто бы подпорой придерживающихся ислама в краях гяуров есть Витовт и память о нем держалась до наших времен...». Также известно, что из польско-белорусско-литовских ногайских татар происходят такие деятели, как классик польской литературы Генрик Сенкевич, известный белорусский литературовед, критик и прозаик Степан Хусейнович (Мустафа Хусейнович) Александрович, известный композитор, заслуженный деятель искусств Белоруссии Дмитрий Брониславович (Ибрагимович) Смольский, известный ученый, специалист в области теплофизики, член-корреспондент АН Белоруссии, профессор Бекир Михайлович Смольский, художник, ученик В. А. Фаворского, Ибрагим Рафаилович Гембицкий, генерал-лейтенант Бронислав Иосифович (Ибрагим Юсуфович) Полтаржицкий. Местные жители считают, что ногайско-татарского происхождения также классики белорусской литературы Франтишек Богушевич, Максим Богданович, Петро Глебка. История лишила западных ногайцев родного языка, но дух у них остался ногайским, даже более ногайским, чем у иных соплеменников, живущих в родных краях. И признавать соплеменников только по знанию языка представляется нам не совсем правильным, нам надо искать всех сородичей, раскиданных не по своей воле по всему миру, и, главное, тех, кто желает сохранить свое родство. http://turkolog.narod.ru/info/I298


Войдат: Мишкинене Галина. Очерк истории и культуры литовских татар.

Бранко: Как делали из белорусов единый с поляками народ: 1387 г. февраля 20. — Грамота польского короля Ягайло о привилегиях католиков Во имя бога, аминь. На вечную память о деле. Мы, Владислав, божьей милостью король польский, великий князь литовский и наследник Руси и пр. К сведению всех, кому необходимо, желаем, чтобы дошло следующее. По причине своего религиозного чувства, здраво оценивая искреннее и свободное стремление, которое наш литовский народ проявляет в принятии крещения в правую католическую веру, мы желаем как можно лучше это стремление возвеличить этим нашим памятником увековеченных прав и вольностей, добрыми делами и дарами в целях распространения той веры и для укрепления католической религии всем вообще литовцам и каждому в отдельности, рыцарям или боярам, которые находятся под нашей властью, именно: яснейшему князю пану Скиргайлу, князю Литвы и подданным трокским и полоцким и другим, которые уже приняли крещение или желают окреститься, даем и уступаем вольности и права, которые определены ниже, имеющие силу на вечные времена, а именно: Каждый рыцарь или боярин, принявший католическую веру, и его потомки, законные наследники, имеют и будут иметь полную и всякую возможность владеть, держать, пользоваться, продавать, отчуждать, обменять, дать, дарить, согласно своей Доброй воле и желанию, замки, волости, деревни и дома и все, чем владел бы по отцовскому наследству, как владеют, пользуются и употреб**ют на основании одинаковых прав нобили в других землях нашего королевства Польского, чтобы не было различия в правах, поскольку единство делает то, что они подданные одной короны. ============== Так не успели сделать: 1658 въ Марта;. Отписка Царю Виленскаго воеводы князя Шаховскаго, о готовности Виленскихь жителей обратиться изъ Уніи въ Православную веру. http://www.laborunion.lt/memorandum/ru/modules/myarticles/article.php?storyid=89



полная версия страницы