Форум » » Северные белорусы (из собственных наблюдений) » Ответить

Северные белорусы (из собственных наблюдений)

Rebel Extravaganza: На Троицу ездил на «историческую родину» (деревню, откуда происходит сой род) – Витебская обл., Бешенковичский р-н (северная Беларусь) – на могилу предков. И сделал некоторые антропологические наблюдения. Расовый тип населения – балтид-нордид или нордид-балтид (что у кого доминирует), чистых нордидов нет, как и чистых балтидов (хотя есть преимущественно балтиды лишь с небольшой примесью нордида). Видел пару альпиноидов, но как я понял по разговорам и их фамилиям, их род относительно новый в этой местности (т.е. пришельцы). Средний рост – 168-175 см. Цвет глаз голубой (не серый!), но у редких людей встречается и светло-коричневый (откуда они такие?). Цвет волос – пепельно-светлый (реже) и пепельный шатен (чаще). Мезоцефалия и реже брахицефалия. Вообще, если бы по пигментации народ был бы рыжеватым, я бы сказал, что это пруссаки – насколько я видел фото пруссаков, определённая схожесть между ними имеется. Возможно, на меня повлияло и то впечатление, которое было вызвано поведением людей. На кладбище было очень убрано (а мне приходилось видеть всякое), всюду стояли столики со скамейками (чтоб за ними помянуть). Несмотря на то, что было много народа (традиционно все собираются ежегодно в этот день, где кто бы ни жил), но не было обычного для толпы гама (уважение к мёртвым). Все вели себя корректно и уважительно к другим. Обычная «славянская» пьянка с последующим мордобоем смотрелась бы тут некстати. Вообще, я присутствовал на подобных религиозных праздниках на Минщине и Гомельщине, и здешние северные люди мне понравились больше: они очень спокойные и рассудительные. Что меня удивило, так это отсутствие квадратных кроманьидных челюстей (их я не видел вообще!), которые можно встретить у наших балтидов в выраженном или ослабленном состояние. У пары человек заметил очень-очень слабую лаппоидную примесь, выраженную в определённых чертах черепа, общем положении глаз и носа. Но и близко не было эпикантуса, и ни у кого не было низкой переносицы (у белорусов мне приходилось наблюдать и более выраженные лаппоидные черты). Т.обр. собственными глазами убедился в правоте ранее слышимых мною утверждений об определённой доли нордической крови у северных белорусов. Только речь идёт не количестве «представителей» нордической расы, а именно о доли «примеси» нордической расы у северо-белорусском типе, который является по большому счёту смесью – балтида и нордида. И при разных вариациях фенотипа тот или этот тип будет больше или меньше заметен.

Ответов - 85, стр: 1 2 3 All

Лiстапад: Rebel Extravaganza пишет: первые - откуда угодно (скорее - центр), третий (Мирный?) - на южани похожь. Ты прав. Это Мирный и его тренеры (видимо). http://minsk.gov.by/panaram/b_pan_47_138988.jpg ------------------------ Кстати, учитывая то что в этой теме были высказаны мнения о костюмax участников группы Стары Ольса, я хотел бы у вас узнать о ромбовых арнаментах. Ромбовые арнаменты типичны для Беларуси. А вcтречаются ли они в России? И если встречаются, то в каких районах. Rebel Extravaganza пишет: Слышал и слушал. у моего брата все их альбомы. но я не фанат фолка, хотя сборка "Старажытная зямля" мне очень нравится. особенно вторая половина - этакое предбарокко. http://staryolsa.com

Nicola_Canadian: Rebel Extravaganza пишет: первые - откуда угодно (скорее - центр), третий (Мирный?) - на южани похожь. Вот как раз Макс Мирный (даже учитывая некоторые черты КМ и Норика) - преимущественно прогрессивный Восточный Нордид в то время как его тренер - архаичный Северный Кроманоид (Балтид + Борреби)

Ведаслава: Лiстапад, На свадебных "молодецких" паневах, на вышитых рукавах женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка. Так как квадрат есть частный случай ромба, то назовем эту композицию "ромбо-точечной". Рыбаков, "Язычество древних славян" Это лишь один из видов. Вообще ромбовидный узор - один из самых распространённых.


Лiстапад: Ведаслава пишет: На свадебных "молодецких" паневах, на вышитых рукавах женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка. Так как квадрат есть частный случай ромба, то назовем эту композицию "ромбо-точечной". Так о каком народе здесь говорится?

Skalagrim: Лiстапад пишет: Ромбовые арнаменты типичны для Беларуси. А вcтречаются ли они в России? И если встречаются, то в каких районах. Лиелвардский пояс — один из самых выразительных народных латышских поясов. Многообразная смена узоров в Лиелвардском поясе привела некоторых исследователей к выводу, что здесь мы имеем дело с закодированной информацией. Лиелвардский пояс распространен в разных вариантах, старейшие относятся к XVIII веку. Предполагается, что этот пояс был выткан при свете лучины приблизительно в 1825 году. Пояса лиелвардского типа с набранным узором ткут на навое только в два цвета — на основе из белых льняных нитей с узором из красной шерстяной пряжи. Центральный узор идет до самых краев пояса. У поясов лиелвардского типа самое большое число узорных нитей (31-71), что дает возможность создавать много вариантов одного элемента узора, дополняя его и разветвляя. В средней части пояса ни один узор не повторяется или же повторяется в определенном ритме и в разных вариантах. Это последовательно расположение узоров и породило мнение, что узоры «говорят». Вероятно, из-за сложного орнамента Лиелвардский пояс обычно заказывали специально обученным ткачам. Лиелвардский пояс был деталью женского костюма. Им дважды опоясывали юбку, узел завязывали впереди или сбоку. Концы пояса свисали вниз почти до колен и даже ниже. http://www.muzeji.lv/gallery/objects/lielvarde/lielvarde_r.html http://www.gorod.lv/novosti/37874/latviyskoe_chudo_sveta Для тех, кто хотя бы немного знаком с латышской этнографией, лиелвардский пояс ассоциируется с одной из загадок, ключ к которой ищет не одно поколение исследователей. А с виду это просто традиционная деталь латышского национального костюма. Широкий, тканый пояс, длиной в три-четыре метра и расшитый красно-белыми узорами, сам по себе – не диковинка. Загадка в самом орнаменте. Как признают ученые, он не имеет в мире равных по сложности, так как ни разу не повторяются композиции узоров, сходные с индоевропейскими. Примерно такие же знаки встречаются и в символике народов Японии, Индии, Китая, американских индейцев. Это разного рода свастики, зигзаги, ромбы, кресты.

Лiстапад: Skalagrim пишет: Лиелвардский пояс — один из самых выразительных народных латышских поясов. Так вы хотите сказать, что Лиелвардский район (если такой есть) - часть России? Лiстапад пишет: Ромбовые арнаменты типичны для Беларуси. А вcтречаются ли они в России? И если встречаются, то в каких районах.

Войдат: Тупишь, Лістапад!

Ведаслава: Лiстапад пишет: Так о каком народе здесь говорится? О славянских. Но в первую очередь Рыбаков рассматривает традиции русских и украинцев.

Pomor: Тамбовская вышивка Рушники Центральной России http://lib.swarog.ru/books/history/ist0/blinowa/rushnik.php http://masterica.citylive.ru/CROSS/main.html По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны. Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными. Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.> В вышивках "свободных", по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера. К старинным русским швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, "козлик", белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую. К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской - Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей. Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Северные сюжетные композиции чаще всего выполнялись швами роспись и набор. В некоторых районах русского Севера узоры на передниках, подолах рубах и полотенцах вышивали крестом, как правило, одноцветным: красным по белому или белым по красному холсту. В узорах изобразительные мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом. Здесь же наряду с женским костюмом и мелкими бытовыми вещами и вышивкой украшали декоративные изделия: полотенца, подзоры и др. Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с "отметками", то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название "репей" или "орепей". Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок. Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Фон просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент. В южных районах её применяли главным образом для украшения женской одежды и полотенец. Одной из наиболее интересной и распространенных вышивок среднерусской полосы является цветная перевить Смоленской, Тульской, Калужской областей. Кроме перевити встречаются швы: набор, роспись, "косичка", "козлик", крест, счетная гладь, мережки. На основе изучения традиций и опыта старых мастеров творческие коллективы художественных промыслов создают декоративные изделия, которые отвечают эстетическим требованиям современного искусства. Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров и др. Костюм новобрачной 1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. Вяземка http://www.bibliotekar.ru/rusSvadba/25.htm

Лiстапад: Ведаслава пишет: О славянских. Но в первую очередь Рыбаков рассматривает традиции русских и украинцев. Но ведь русским несвойственен ромбовый арнамент. Если в России есть узоры с ромбами, то вы могли бы уточнить в каких районах и привести примеры? Насчёт украинцев - у них есть ромбовые арнаменты, но они встречаются НЕ ВО ВСЕЙ УКРАИНЕ, а только в северной, если не ошибaюсь. В основном украинский арнамент состоит из цветов.

Pomor: Лiстапад пишет: Ведаслава пишет: цитата: О славянских. Но в первую очередь Рыбаков рассматривает традиции русских и украинцев. Но ведь русским несвойственен ромбовый арнамент. Если в России есть узоры с ромбами, то вы могли бы уточнить в каких районах и привести примеры? Насчёт украинцев - у них есть ромбовые арнаменты, но они встречаются НЕ ВО ВСЕЙ УКРАИНЕ, а только в северной, если не ошибaюсь. В основном украинский арнамент состоит из цветов. Выше же написано: http://masterica.citylive.ru/CROSS/main.html Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую. К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской - Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей. Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Северные сюжетные композиции чаще всего выполнялись швами роспись и набор. В некоторых районах русского Севера узоры на передниках, подолах рубах и полотенцах вышивали крестом, как правило, одноцветным: красным по белому или белым по красному холсту. В узорах изобразительные мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом. Здесь же наряду с женским костюмом и мелкими бытовыми вещами и вышивкой украшали декоративные изделия: полотенца, подзоры и др. Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с "отметками", то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название "репей" или "орепей". Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок.

Pomor: http://www.white-north.ru/gallery/photofiles/surov-pics/surov-pics.shtml Солярные мотивы в вышивке и ткачестве Русского Севера Фрагмент скатерти. Строчка. Браное ткач. Середина XIX в. Великоустюгский район. Конец полотенца. Браное ткач. Конец XIX в. Тарногский район. Конец полотенца. Браное ткач. Конец XIX в. Великоустюгский район. Конец полотенца. Браное ткач. Начало XIX в. Бабушкинский район. Конец полотенца. Вышивка. Середина XIX в. Тарногский район. Фрагмент полотенца. Браное ткач. Конец XIX в. Великоустюгский район. Фрагмент женск. рубахи. Вышивка. Конец XIX в. Тотемский район. Фрагмент скатерти. Вышивка. Конец XIX в. Никольский район. Конец полотенца. Браное ткач. Начало XIX в. Великоустюгский район. Конец полотенца. Браное ткач. Конец XIX в. Великоустюгский район.

RS: Немного оффтоп. Белорусы, у кого-нибудь есть информация, по каким районам прошел Ингерманландский полк в 1711-12 гг. во время Северной войны? Заранее спасибо.

Лiстапад: RS пишет: Ингерманландский полк К сожалению я не могу ответить на ваш вопрос, RS, но думаю, что вам обстоятельно пояснят по этой теме на форуме "Про Беларусь". Вот ссылка - http://www.probelarus.ru

Justas: Еще один сакраментальный вопрос :) Ну а кареглазые белорусы как часто встречаются? ( не про северных, а про всех). Никогда не поверю что таких вообще нет.Вопрос к белорусам и из личных наблюдений. Правда ли что белорусы наиболее светлоглазы из восточнославянской тройки?

CordedWare: Justas пишет: Ну а кареглазые белорусы как часто встречаются? ( не про северных, а про всех). эта информация на форуме есть - ищите

Лiстапад: Justas пишет: Ну а кареглазые белорусы как часто встречаются? Как часто встречаются я понятия не имею. В оснoвном глаза зелёные (как у Марии Шараповой) или голубые. У меня зелёные. Вы видимо знаете, что Мария родилась в Сибири только-лишь из-за того, что её родители решили выехать из зараженного радиацией Гомеля. http://www.probelarus.ru

Бранко: Лiстапад пишет: В оснoвном глаза зелёные (как у Марии Шараповой) или голубые. А че у Марии, фамилия ШарапОВа, а не Шарапич или Шарапчук, если ее глаза с территории Белоруссии? Берем самого знаменитого на сегодняшний день белоруса: ЯнуковИЧ-этничный белорус, с Витебщины http://newsru.com/world/07dec2006/yanooknest.html Увы и Ах.....ни зеленого, ни голубого.

Tergaustus: Бранко Как вариант потому, что веке в XIX многих обитателей Витебской и Смоленской губернии перерегистрировали с фамилиями на "великорусский" лад. По той же причине носитель фамилии а-ля Мухамеджанов или Алиев не обязательно русский. )

mike117: Бранко пишет: А че у Марии, фамилия ШарапОВа, а не Шарапич или Шарапчук, если ее глаза с территории Белоруссии? Бранко, чё вы паритесь, пусть будет белоруска, исконный талант к теннису у: 1) белорусов 2) у особей с зелеными глазами. Поэтому совершенно естественно, что Шарапова выигрывает в теннис.

Лiстапад: Бранко пишет: Берем самого знаменитого на сегодняшний день белоруса: По моему у него только дед был белорусом... А почему он самый знаменитый на сегодняшний день? Только потому-что вам его по ТВ показывают? А участников белорусской группы "Стары Ольса" показывают по вашему телевизору? http://staryolsa.com

Бранко: Лiстапад пишет: По моему у него только дед был белорусом.. А щас он кто? Лiстапад пишет: почему он самый знаменитый на сегодняшний день? Предложите свою версию. Лiстапад пишет: А участников белорусской группы "Стары Ольса" показывают по вашему телевизору? Не мы как то больше на "Сябры": Олеся, Олеся, Олеееся, какие глаза? Какиее глазааа... Ой, а это не Алсу Саахова случайно? Может я попутал чё? Tergaustus пишет: Как вариант потому, что веке в XIX многих обитателей Витебской и Смоленской губернии перерегистрировали с фамилиями на "великорусский" лад. Шарап-знаете шо такое? Кстати, Смоленская обл.-кривичи, как и Верхняя Волга и вниз до Оки.

CordedWare: по-моему, только отец Шараповой родился в Гомеле...

Лiстапад: Бранко пишет: Ой, а это не Алсу Саахова случайно? Может я попутал чё? Бранко пишет: Не мы как то больше на "Сябры": Олеся, Олеся, Олеееся, какие глаза? Какиее глазааа... Бранко пишет: Шарап-знаете шо такое? Бранко, идите проспитесь, а потом примите холодный душ. ___________________________ http://staryolsa.com http://probelarus.ru

CordedWare: Шарапова: Я чувствую себя русской http://www.rol.ru/news/sport/news/06/09/11_049.htm

Tergaustus: Шарап-знаете шо такое? Нет. ) Но, тем не менее, делать вывод на основе одного лишь окончания - значительно сузить возможные значимые факторы. Кстати, Смоленская обл.-кривичи, как и Верхняя Волга и вниз до Оки. ...как и упомянутая Витебская губерня. Кстати, "кривичи" числились среди народностей обитателей Литвы(Литовского ген-губ.) в переписи населения ещё в 80-х годах XIX века. Так что тоже как-то не показатель...

Лiстапад: CordedWare пишет: Шарапова: Я чувствую себя русской Это чисто рекламная фраза. В Америке и махровые западэнские украинцы в общении с американцами называют себя русскими. Да и потом.. здесь ведь АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ форум, и мы определяем национальность не по фамилиям и по тому кто и что говорит... ___________________________ http://staryolsa.com http://probelarus.ru

Бранко: пишет: Но, тем не менее, делать вывод на основе одного лишь окончания - значительно сузить возможные значимые факторы. Что, хотите поборться за исконность фамилий на -ОВ? Tergaustus пишет: ...как и упомянутая Витебская губерня Не знаю. Нестор говорил, что кривичи-Полоцк, Смоленск, Верхняя Волга и Чернигов.

Бранко: Лiстапад пишет: Бранко, идите проспитесь Да спасибо. Надеюсь сегодня поспать, как не странно.

Лiстапад: Бранко пишет: Шарап-знаете шо такое? Не знаю. Но хочу вам напомнить, что здесь антропологический форум, а не лингвистический. Кстати, Бранко, вы когда-нибудь слышали о писателе по имени Василь Быков? ___________________________________ http://staryolsa.com http://probelarus.ru



полная версия страницы